Новосибирские учителя «прочитали» родной город как учебник

25 сентября новосибирский фестиваль «КСТАТИ: материалы» начался с
мастер-класса кандидата педагогических наук Анастасии Россинской «Город
как учебник». Участниками мастер-класса стали учители истории,
информатики, психологии, классные руководители и студенты,
интересующиеся краеведением и образовательными технологиями.
«Телефонный аппарат с конца XIX века изменился до неузнаваемости, а
школьный класс как будто бы законсервировался. Мир меняется, а школа
остаётся прежней. Чему же мы можем научить?» — начала мастер-класс с
вопроса Анастасия Россинская.
Рассуждая о том, что прежде всего нужно в жизни и насколько востребованы
школьные навыки, педагоги пришли к выводу, что сейчас актуальны умение
общаться, работать с информацией, ориентироваться в пространстве, и всё
это формируется во взаимодействии с живой городской средой.
После выделения трёх типов элементов городской среды – отдельных
объектов, инфраструктуры и людей – участники обсудили, чему можно
научиться в процессе взаимодействия с ними.
«Музей можно рассматривать и как отдельный объект, и как часть
культурной городской инфраструктуры, — объяснила Анастасия Россинская. —
Некоторые объекты связываются в инфраструктуру, а некоторые, например,
памятники существуют сами по себе».
«У дворника вполне реально научиться рано вставать, толерантности –
дворник занимается уборкой, ни к кому не проявляя агрессии,
трудоспособности», — рассказали участники микрогруппы, анализирующие
людей в городе.
«В вагоне метро можно освоить культурное общение, способы управления
своим телом, а также читать городскую навигацию, тренировать
многозадачность и внимательность, пространственное воображение», —
добавили участники другой микрогруппы.
Во второй части мастер-класса участники вышли в сквер около университета
и выбрали себе объект для образовательного маршрута. Так, например,
велопарковка – хорошая площадка для изучения математики, повышения
уровня финансовой грамотности и получения основ коммуникации с
властными структурами. Если в качестве задания предложить ребятам
разработать инфраструктуру с велопарковками в родном микрорайоне, то им
нужно будет рассчитать и количество велопарковок, и стоимость требуемого
материала вместе с оплатой работ, и предусмотреть, где и как можно
проложить велодорожки, и грамотно составить письмо в муниципалитет.

Кроме того, педагоги обсудили скамейку, арку, образованную переходом
между двумя зданиями, и граффити на стене университета.
«Самый главный вопрос: а зачем это нужно делать? В школе не всегда его
задают, но, когда мы выходим из школы, нам обязательно нужно найти
смысл. Если мы включим практическую направленность, задание станет
сразу совсем другим. Например, скамейка. Можно задать множество разных
вопросов. Почему на скамейке металла меньше, чем дерева? Какие скамейки
нужны в городе и где они должны располагаться?» — пояснила Анастасия
Россинская.
В конце занятия Анастасия Россинская рассказала о специфике
образовательных квестов: «Квест – это всегда движение по маршруту, он
должен быть не очень сложным, соответствовать возрасту, но при этом
включать зону ближайшего развития. Изначально квест – это литературный
жанр средневекового роман о путешествии рыцаря». Основное отличие
квеста от других схожих жанров – это наличие игровой цели, которая
мотивирует участников, вызывает у них интерес. Подготовка квеста –
сложный и трудоёмкий процесс, который занимает несколько месяцев.
Фестиваль науки «КСТАТИ» проходит в Новосибирске в четвёртый раз. В
2019 году темой фестиваля стали материалы. Организаторы фестиваля – сеть
Информационных центров по атомной энергии при поддержке
Госкорпорации «Росатом» и мэрии города Новосибирска.