Антон Сомин объяснил, как лингвисты делают открытия
27 сентября события на фестивале науки «КСТАТИ» были посвящены
живым материалам. Лингвист Антон Сомин, научный сотрудник и
преподаватель факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и Института
лингвистики РГГУ, рассказал, как лингвисты работают с языковым
материалом и что представляет собой лингвистическое открытие.
«Когда мы начинаем исследовать язык, то самый простой метод – это
интроспекция, то есть анализ собственных представлений и речевых
особенностей. Но этого недостаточно, чтобы получить общую картину,
поэтому лингвистические исследования всегда проводятся на обширном
языковом материале. Нам нужно опросить достаточно много людей, чтобы
понять, какого рода слово «худи» в представлении носителей языка или как
правильнее сказать: «открывалка» или «открывашка»», — объяснил Антон.
Ещё одно из направлений изучения языка – это нейролингвистика. С её
помощью, в частности, удалось установить, что за лексику и грамматику у
человека отвечают разные области мозга и что доступ к грамматике у нас
происходит немного быстрее, чем к лексике. «Допустим, что вы вернулись из
магазина и забыли это слово. И когда вас спросят, откуда вы идёте, вы
скажете что-то вроде: «Из этого, как его там?» То есть, вы ещё не вспомнили
само слово, но уже восстановили его грамматическую характеристику –
мужской род», — прокомментировал лингвист.
Опросы помогают набрать необходимый языковой материал, но не всегда
полученные данные достоверны, так как, когда человек понимает цель
опроса, он может исказить результат. Поэтому более точным инструментом
считаются лингвистические эксперименты. Антон Сомин привёл пример,
когда его коллега Борис Иомдин проводил в социальной сети эксперимент:
просил максимально подробно описать картинку, на которой был изображён
мужчина с бутылкой в руке. Настоящей целью эксперимента было
выяснение, как опрошенные назовут, во что одет мужчина – в свитер, или в
пуловер, или в худи, но эта цель была скрыта от участников.
Антон Сомин объяснил, что языковые нормы меняются со сменой
поколения, но если взять отрезок времени за несколько лет, то можно
проследить промежуточную динамику изменений, а также установить, в
какой возрастной или социальной группе эти изменения наиболее ярко
проявляются. Так, например, через 4 года после переименования милиции в
полицию выяснилось, что, невзирая на отрицательные прогнозы лингвистов,
слово «полиция» прижилось в языке и наиболее часто используется детьми и
молодёжью, а более старшие информанты преимущественно используют
более привычное им название «милиция».
Язык – это живой и изменчивый материал, в котором всегда можно найти
что-то новое и интересное, и создаёт новые смыслы человек, потому что без
носителей язык умирает.
Организатор фестиваля науки «КСТАТИ» — сеть Информационных центров
по атомной энергии при поддержке государственной корпорации «Росатом»,
топливного дивизиона «Росатома» «ТВЭЛ» и мэрии города Новосибирска.