Углепластиковый обвес принёс гонщику первую победу в «Супербайке»

«Хочу начать с радостной для нас новости. Вчера гонщик Топрак
Разгатлиоглу выиграл первую гонку #SBK этапа «Супербайка» во Франции
на спортивном мотоцикле с нашим углепластиковым обвесом, обойдя
четырёхкратного чемпиона мира. Это его первая победа», — начал своё
выступление на мастер-классе Семён Кишилов, заместитель генерального
директора компании «Umatex». Мастер-класс «Изготовление обвеса для
спортивного мотоцикла» состоялся 29 сентября в рамках фестиваля науки
«КСТАТИ: материалы».
Пока помощник Семёна Кишилова Линар Мулюков готовил материалы для
изготовления крыла мотоцикла, Семён объяснил слушателям, что такое
композиты. Композитные материалы используются очень давно. Это и
сырцовый кирпич с соломой, и лодка из тростника, пропитанного битумом,
птичье гнездо из веток, обмазанное глиной.
«Все композитные материалы состоят из матрицы и армирующего
компонента, который придаёт конечному материалу прочность, жёсткость и
упругость. Они бывают полимерные, углеродные, металлические и
керамические. Одно из преимуществ композитов – их лёгкость. При одном и
том же объёме вес композитного изделия в 5 раз меньше аналогичного
предмета из металла. Кроме того, по прочности композиты находятся на
одном уровне с алюминием, сплавами и сталью», — рассказал эксперт.
Компания «Umatex» входит в Госкорпорацию «Росатом», и её специализация
– это углеродные композиты, то есть карбон. Выбор обусловлен, во-первых,
широкими возможностями использования углеволокна, во-вторых, изделия
из него способны выдерживать высокие нагрузки, с которыми не
справляются другие материалы.
Углеволокно можно получать из нескольких типов веществ, но все они
проходят через одни и те же этапы преобразования. На первом исходный
материал многократно нагревается в воздушной среде, затем происходит
карбонизация при температуре от 700 до 1300 градусов, а при финальном
этапе – графитации – температура достигает 3000 градусов.
В итоге получают продукты-полуфабрикаты, к которым относятся
дискретные волокна, однонаправленные ленты, двунаправленные и
мультиаксиальные ленты, нетканые материалы и препреги.
Препреги – это уже пропитанные связующим материалы, которые
достаточно уложить в матрицу требуемой формы, обернуть защитной
плёнкой, затем тканью, и уложить в вакуумный пакет. После откачивания
воздуха насосом материал плотно прилегает к форме, и всё это отправляется

в высокотемпературную печь. Именно этот подготовительный этап и
демонстрировал Линар Мулюков, после чего эксперты показали уже готовую
модель.
В процессе изготовления спортивного обвеса Семён Кишилов рассказал, что
уже существуют самолёты, на 70% сделанные из композитных материалов.
Кроме того, из углепластика производятся лопасти для ветряков – нового
направления деятельности Госкорпорации «Росатом», реализацией которого
занимается компания «НоваВинд».
Композиты также применяются при изготовлении яхт, спорттоваров, мостов,
удочек, сноубордов, шлемов и различных защит, электробусов, трамваев, а
также обвесов для мотоцикла, арматуры, музыкальных инструментов,
шлемов, искусственных конечностей, солнцезащитных очков, шпунтов
Ларсена и т.п.
Закончился мастер-класс вопросами слушателей. Самому активному
участнику, который был и на лекции спикера 28 сентября, Семён Кишилов
подарил карбоновые солнцезащитные очки с футляром.
Фестиваль науки «КСТАТИ: материалы», организованный сетью
Информационных центров по атомной энергии при поддержке «Росатома»,
«ТВЭЛа» и мэрии города Новосибирска, проходил с 25 по 29 сентября.