Лингвист Антон Сомин: «Сила мата в его редком употреблении»
26 сентября на фестивале науки «КСТАТИ: материалы» в Новосибирске выступил Антон Сомин, научный сотрудник и преподаватель факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и Института лингвистики РГГУ. Он рассказал гимназистам и лицеистам о том, как выглядит мир сквозь призму языка. Слушателями в общей сложности стали более 200 старшеклассников.
«Когда луч проходит сквозь призму, он распадается на разные части спектра. Так же работает и язык. Когда язык описывает реальность, он создаёт в голове говорящего определённую структуру», — начал лекцию с метафоры спикер.
Антон объяснил школьникам смысл гипотезы лингвистической относительности Сепира — Уорфа, которая гласит, что язык влияет на мышление. Например, в русском языке существует категория рода, а в английском – нет. И можно предположить, что русские и англичане немного по-разному описывают окружающую действительность исходя из грамматических особенностей языка.
Кроме того, Антон Сомин обратил внимание слушателей на существование лексических и грамматических лакун в языке и назвал способы их замещения. Например, в русском языке нет формы 1 лица единственного числа будущего времени глагола «победить», и без этой формы мы в речи прекрасно обходимся. В других случаях возникают новые слова. Пути их появления – заимствование из других языков, создание нового слова собственными языковыми средствами, использование устаревших слов в новом значении.
«Достоевский придумал слово «стушеваться». Состояние такое было, и люди его осознавали, а слова, называющего его, не было. Или, предположим, аборигены с острова Фиджи, если им построят АЭС, будут вынуждены заполнить эту лакуну либо заимствованием названия из английского, либо придумают своё слово, обозначающее атомную электростанцию», — объяснил Антон Сомин.
Ещё одна тема, дающая лингвистам богатый материал для изучения, — это лексика научной и наивной картины мира. Например, с точки зрения наивной картины мира утверждение «Солнце – это звезда» неверно. «Звёзды – это маленькие точки, которые видно на ночном небе, а солнце – это жёлтый шар, который движется по небу днём. И когда вы говорите кому-то: «Солнышко моё!», вы вовсе не имеете в виду, что ваш собеседник – газовый шар», — пошутил лингвист. Кроме того, слушатели узнали, что в медицинской энциклопедии слова «талия» вообще нет, а в ботанике не существует ни овощей, ни фруктов, есть только плоды. Наивная картина мира в большей степени передаёт бытовые представления об окружающей среде, но это не хорошо и не плохо, это особенности языка, сквозь призму которого люди описывают мир вокруг себя.
Вопросы зрителей после лекции были посвящены границам между современным русским и древнерусским языками, причинам возникновения регионализмов, феминитивам, жаргонной и матерной лексике.
«В Воронеже есть слово «тигули» с ударением на последний слог, и оно обозначает цензурный вариант обозначения далёкой глуши. Это классический регионализм, как и мультифора. А если говорить о нецензурной лексике, то это часть языка с вполне конкретной функцией – передачей сильных эмоций в момент наивысшего напряжения. Сила матерной лексики в её редком употреблении, а если постоянно материться, то эта функция стирается, и слово переходит в категорию бранных», — объяснил лингвист.
Организатор фестиваля «КСТАТИ: материалы» — Информационный центр по атомной энергии при поддержке Госкорпорации «Росатом», топливной компании «ТВЭЛ» и мэрии города Новосибирска.